Краткая информация о «ГАРАЗД- гурт архитектури»
Как
предприятие ГАРАЗД было зарегистрировано в 1996 г. При этом фактически ГАРАЗД
существует с 1990 г., символизируя творческое партнерство архитекторов Вадима
Заплатникова и Ларисы Меркуловой (в то время как группа в структуре крупного
государственного проектного института).
- В 1992-1996 гг. В. Заплатников
и Л. Меркулова прошли двухступенчатый курс аспирантуры (Masters after
Masters) в Центре Консервации Исторических Городов и Зданий им. Раймонда
Лемера (CCHTB R.Lemaire), существующим под эгидой ЮНЕСКО при Католическом
Университете г. Льовен (KUL), Бельгия.
- В 1996 г. В. Заплатников и Л.
Меркулова приняли участие в международном проектном семинаре TASK FORCE,
проходившем в Потсдаме и организованном Институтом Архитектуры Принца
Уэлльского (Prince of Walles's Institute of Architecture, - сейчас: The
Prince's Foundation for the Built Environment), Лондон. С тех пор они
считаются почетными выпускниками Фоундации. Так в 1998 г. они приняли
участие в съезде бывших выпускников, проходившем в Хайгрув (Резиденция
Принца Уэлльского).
- В 2005-2006 гг. участие в
рабочей группе при Министерстве Культуры и Туризма по реновации
«Мистецького арсеналу».
- В 2005 г. стажировка Л.
Меркуловой в Бельгии, Нидерландах и Великобритании в рамках европейской
программы Tacis.
- В 2008 г. участие В. Заплатникова в качестве члена международного жюри в международном конкурсе «Мистецький арсенал».
- В сентябре 2011 г. участие в организации выставки «Современная архитектура и дизайн Украины» в помещении Ассоциации Архитекторов Латвии (Рига), (диплом ААЛ).
- В декабре 2011 г. В.
Заплатников и Л. Меркулова в числе восьми граждан Украины (среди тысячи
человек во всем мире), были отмечены специальным призом (www.spacetotakeplace.nl)
и дипломом Министерства Иностранных Дел Королевства Нидерланды за особый
вклад в развитие отношений между двумя странами в честь двадцатилетия
установления дипломатических отношений между ними.
Интервью
Можно говорить на эту тему профессиональным языком
(как архитектор вообще или как архитектор-специалист в именно этой области) или
просто как разумный горожанин.
Так как мы посвятили подобной теме достаточно значимый кусок своей жизни
(теме конверсии, ревитализации элементов исторической городской среды под
современные нужды Города (например, адаптация исторического припортового района
под культурный центр с музеем современного искусства в Антверпене)), то
конечно, логично выбрать первый вариант языка.
Но это рискует обернуться в долгий разговор.
Если попытаться коротко: Есть Место в Самом Центре Города.
Это Место находится в пространстве, которое уже давно и прочно в сознании и
подсознании Горожан ассоциируется с тем, что называется “культурным” в смысле
имиджа Города.
То, что на этом месте находилось, на самом деле никогда не было активно
включено в каждодневную жизнь Города.
Но это было не так уж важно…
Что же было ТАК ВАЖНО?
Важным была СОМАСШТАБНОСТЬ того, что там находилось, ближайшему Контексту.
Случилось так, что это место “зачистили”, что вызвало закономерный взрыв
гнева и протеста и стало первым прецедентом такого масштаба активности Горожан
и серьезным этапом формирования определенного уровня культурного Городского
Сознания.
Теперь нужно понять, КУДА двигаться дальше…
И как возместить утрату?
Не побоимся воспользоваться термином Дух Места (несмотря на то, что
установилась некоторая мода использовать его, где можно и не-можно).
Самое интересное, что Он (этот Дух) не просто живет каком-то месте, но и
способен очень активно действовать на сознание сознательных(!) горожан и что-то
(единственно правильное для Себя) надиктовывать…
То, что надиктовано, можно прочесть на первой страничке этого сайта.
В основном, абсолютно понятно КУДА двигаться (что нужно Духу) в смысле
функционального наполнения.
“МАРШРУТЫ”, практически, совпадают: это должно быть полифункциональное
культурное пространство
здесь целесообразно усиливать и развивать то, что ужe “проросло” в
окружении за последние 30 лет: значимые для Города культурные функции
Создать здесь такой себе ART VILLE (МІСТО МИСТЕЦТВ).
Вполне реально представить такое Пространство, в котором будет
сбалансировано все:
- и то, что не принесет явных доходов (те же студии,
інфо-медійное пространство, внедренные в- и совмещенные с- музейным пространств
- a high performance civic-focused spaces);
- и полностью или частично коммерчески оправданные функции (в
том числе и гостиницу, арт-галереи, которые арендуют пространство, и могут
временами становиться аукционом (такой себе украинский Sotheby’s)),
театрально-концертные комплекс с разными залами - для театра, кино, музыки и
других искусств.
Тут может разместиться и малая опера, и пространство для fashion-show, и
пространство для проведения фестивалей (“Гогольфест”, “Молодость”...).
Перепад рельефа в более чем десять метров позволяет построить что-то
частично под землей, с хорошей звукоизоляцией, чтобы была возможность
круглосуточного использования пространства.
Но КАК это должно происходить (имеются в виду не организационные моменты,
которые, как уже очевидно, пока в правильных руках, но именно Пространственное
Воплощение).
Иллюзия того, что кто-то приедет и поможет случиться Чуду – несерьезна.
Давно уже доказано, что Настоящие Живые События нужно выстрадать и пережить
самим.
Тогда Это Произойдет.
Несколько десятилетий тому назад Разумные Люди уже позаботились про
интеллектуальное обеспечение национальных сообществ для решения подобных
проблем.
Они изобрели универсальный инструмент, который можно успешно применять в
конкретных уникальных ситуациях и который у нас, к сожалению не очень
приживается.
Это Венецианская хартия* и методика ее применения, которая непрерывно
совершенствуется.
Согласно Венецианской хартии, новое должно оттенять старое, никогда не
нужно заниматься построением “декораций на Тему”, как, например, в случае с
Золотыми воротами, а теперь и с проектом Десятинной. Псевдоисторичность - это
оскорбление, неуважение к объекту, с которым ты работаешь, это в корне
неправильный подход к культурно-образовательному процессу. Человек должен уметь
читать свой город. Но чтобы этот текст был действительно Своим , он должен быть
именно об Этом городе, а не чем-то просто абстрактно красивым и модным.
Сегодня очень просто получить информацию о примерах решения подобных задач
в мире – существует масса разнообразных архитектурных приемов – но как сделать
так, чтобы проявить индивидуальность именного Этого Конкретного Места?
Нужно попытаться понять его Потенциал.
В самом концентрированном (но фрагментарном) виде Потенциал Места
проявляется в сознании культурных людей.
Другие пути его распознавания – анализ Генезиса и Биографии Места в
историческом контексте Города.
Без этого – любой проект рискует оказаться просто безнравственным (что, к
сожалению, случилось с тем проектом, под который расчистка этого участка и
состоялась).
Абсолютно ясно, что Автор этого проекта искренне хотел сделать хорошую,
нестыдную вещь, но она получилась совершенно ЧУЖАЯ.
Ну, представим, что это был бы кто-то другой - из более именитых
архитекторов – не исключено, что его постигла бы такая же участь, хотя Магия
Имени могла бы подсластить пилюлю.
Конечно, Талант – это не только Божья Искра, но и высокий профессионализм,
но если бы речь шла о каком-то другом кусочке Города (даже о Крещатике,
например) возможность заполучить Мировую Звезду как автора ТАКОГО СЕБЕ ОТДЕЛЬНО
СТОЯЩЕГО ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА – вполне была бы желанна.
Но этот случай – какой-то совсем другой.
Это слишком близкое, То, что должно органично вырасти из среды и ее
истории, из Ощущений и Знания, и при этом быть абсолютно современным с точки
зрения средств выражения.
Нам кажется, что наша среда уже доросла до такого подхода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий