Interiors

Код деко

Ар-деко — один из самых востребованных стилей в современном интерьерном дизайне. Он роскошен и респектабелен, что, безусловно, импонирует владельцам. Строг, но артистичен — чем подкупает архитекторов. В нем чувствуется аристократизм происхождения — последний из исторических. Но — первый из современных. Он — «здесь» и «там», равно консервативный и авангардный. Геометричен — почти минимализм, безрассудно мотовской — только драгоценные материалы и богатые текстуры. Стиль-джентльмен. С безупречной осанкой. С джентльменcким набором, обязательным к воплощению.

Назвать квартирой интерьер, который сделали архитекторы Лариса Меркулова и Вадим Заплатников, даже язык не поворачивается – нарочитая сложность планировки больше подошла бы особняку.


Лариса и Вадим выглядывают из замаскированного окна, открывающегося из детской в холл третьего этажа.
По существу, это и есть “дом в доме” – помещения расположены на трех уровнях, плюс “внешние” уровни собственной террасы. Но на деле эта сложность оборачивается размеренностью и логичностью.

Главное пространство – лестничный холл во всю высоту квартиры. Он украшен барельефами и деревянными панелями, которые на самом деле представляют собой замаскированные внутренние окна.


Вид на холл верхнего уровня. Бронзовые скульптуры — автор Александр Ридный.


Гостиная. Вся мебель — Giorgetti, за исключением встроенных шкафов и полок, которые сделаны по эскизам хозяев.
Ось, вокруг которой строится интерьер, – это исполинская латунная модель небоскреба в виде дорической колонны. В ней легко узнать небоскреб Chicago Tribune Адольфа Лооса, но куда труднее догадаться, что таким образом оформлен каминный дымоход.


Первый уровень. Вид на общественную зону с гостиной и камином в форме небоскреба ChicagoTribune.
Американское ар-деко вообще напоминает о себе повсюду. Лепной барельеф в том же холле составлен из стилизованных видов нью-йоркского Центрального парка. Строгая мебель, стенные панели из бука и удачно найденные детали вроде бронзового карниза с женскими головами или хрустальных светильников – все это тоже явно из “ревущих двадцатых”.


На нижнем уровне располагается общественная зона. Часть просторной гостиной занимает стол, Giorgetti.


Карниз в спа-зоне.
На цельность образа работают даже стилистические ходы в сторону. Балдахин в спальне “срисован” у Дюрера, кабинет украшен лепными панелями на охотничью тематику, кухня викторианская – но почему бы и нет, если интерьер выглядит от этого еще органичнее.


Спальня хозяев. Форма балдахина взята с гравюры Дюрера “Благовещение” 1511 года.


Кабинет хозяина.
Вместо мертворожденной стилизации архитекторы преподносят ловко схваченное ощущение стиля. Лариса и Вадим уверены, что ар-деко ни в какой реанимации не нуждается, поскольку по-настоящему эра этого стиля еще не завершилась. Взгляд по меньшей мере романтический, но, побывав в этом доме, его легко разделить.

Наверное, так бы и выглядело киевское ар-деко двадцатых-тридцатых годов, если бы не случилась революция. Замечательная это была бы столица: уютная, спокойная и все же с некоторой эксцентричностью – охочая до всего самого передового, от парижских шляпных фасонов до американских архитектурных мод.

И с такой вот типично киевской непринужденностью смотрятся в этой квартире заокеанский небоскреб, деловитый ритм балюстрад и тысячелетние купола Софийского храма за окном.


Большинство окон в квартире имеют “открыточный” вид на купола Софии Киевской.

-----------------------------------------------------------------------------------------



Квартира-музей


Хорошо, что в Киеве остались такие дома… со стертыми ступеньками. Идти по ним следует осторожно, как по тонкому льду. Их мрамор почти невесом — иллюзия материальности. Опасность оступиться в другую эпоху. Делать новую квартиру в старом доме можно дерзко и быстро, забыв об истории. Иное дело — «выращивать» ее. А если есть возможность выращивать неспешно, годами, припоминая, какой она была когда-то или будет, тогда вступаешь в резонанс — с домом, городом, временем. Работать так — это роскошь. Хозяева были готовы ждать, приняв предложенную архитекторами программу. Согласно ей, интерьер «собирается» медленно и, более того, никогда не будет завершен до конца. Это был принципиальный момент, иначе совместная работа не сложилась бы. Масса комплиментов заказчикам, которые восприняли этот процесс, как благо. В противном случае задача, которую они поставили перед архитекторами, стала бы невыполнимой.


Нужно было сделать не просто квартиру, а «музей», в котором каждая комната станет произведением искусства.Здесь уже давно можно жить, что хозяева и делают с огромным удовольствием. Но не решена еще окончательно участь хрустальной люстры — место ли ей в «ар-декошной» гостиной? Она прижилась, хоть родом из другого контекста. Постепенно на своих местах появлялись скульптуры. По замыслу каждая композиция должна состоять из двух фигур, выполненных, соответственно, из двухразных материалов: дерево-камень, металл-камень, две разные породы камня двух цветов. Названия особенные: «Прозрачность», «Неспешность», «Alter ego»… Еще одна скульптура — носорог, отлитый из бронзы по мотивам гравюры Дюрера, держит на себе стеклянную столешницу. У него своя история — это носорог №2; первый в ожидании окончания ремонта «застоялся»в саду загородного дома, покрывшись зеленоватой патиной от ливней и снега. Застоялся, да так и остался там. Говорят, что теперь он очень красив, хоть и выглядит состаренней младшего брата, заступившего на его пост в гостиной. Этим здешняя фауна не ограничивается: бронзовый дог в натуральную величину застыл в спальне на втором этаже, напряженно вглядываясь в сны своей хозяйки. Она под охраной даже там, где реальность другая. В помощь ему сделаны птицы — огромные, вылепленные белым рельефом на потолке: то ли легендарные Симурги, то ли сказочные Жар-птицы, они распростерли крылья, осеняя пространство, неся в клювах по светильнику. С нижним этажом эта комната соединена кованой винтовой лестницей.


Спустившись, попадаешь в малую гостиную. Одна стена здесь зеркальная. Благодаря эффекту отражений получается как бы двойной объем воздуха и света. От противоположной стены примерно к центру комнаты пол поднят в виде прозрачного подиума, в который вмонтирована ванна и стол, накрытый подушками (на его месте ранее планировалась кровать). Из-под стола выдвигается «мягкая» секция — дополнительный диванчик, выполненный, как и преимущественно вся мебель в этой квартире, по эскизам архитекторов киевскими мастерами. В результате получилось роскошное SPA, где лаунж-зона соединена с пространством водных процедур.

Еще одно помещение первого этажа —спальня, решенная как «шоколадная шкатулка». Очень сложно было найти мастера, который бы взялся обить стены тканями — искусство старинное и в современных интерьерах редкостное. Пол выложен доской из ореха, ею же отделана одна из стен: был так ювелирно подобран «шаг» этого набора, что дерево кажется цельным. К спальне примыкает ванная комната, выложенная травертином. Раковина, как раковины и мойки по всей квартире (включая кухню), — авторская. На сварном каркасе крепятся каменные пластины в сочетании с деревом (или в других случаях набираются из керамической плитки). В кухне таким образом собран весь рабочий блок — плита, столешницы, мойка — плитами из черного базальта «обтянут» металлический остов, задающий форму всей конструкции; стены и пол при этом отделаны черно-белым мрамором с разным модулем разрезки. Казалось бы, сложно придумать что-либо более эффектное. Однако в оппозицию черному предложен желтый цвет стен и потолка, по которому сделана роспись — битва черных рыцарей по мотивам гравюр Дюрера. Никогда ранее не доводилось видеть такого сочетания авангарда и декаданса.


Среди диковин этой квартиры следует отметить новый для нашего рынка материал траоникс, которым выложена душевая кабина на втором этаже. Подсвеченный, он смотрится каменным кружевом — мистический и нездешний. Мотив кружева должен был повториться на стеклянном подиуме в малой гостиной-SPA. Существуют даже визуализации, совершенно фантастические, на которых нижняя подсветка сквозь стекло «рисует» замысловатое узорочье на потолке и стенах. Может быть, в будущем архитекторы еще вернутся к этому решению. Как мы уже неоднократно упоминали, интерьер заведомо настроен на перемены. Так обычно строятся классические города и дома, остающиеся в истории искусств. Основным материалом здесь служит время, благосклонное к тем объектам, в которых его сила принята за благо.

















http://193.29.200.117/
Текст Олеся Нестеркова, фото Николай Фещук, Олеся Нестеркова



-----------------------------------------------------------------------------------------

Рим, пантера и Париж



Журнал: N3 (125) 2008 / интерьерные новости
Об одном из самых шикарных офисов Киева рассказывает архитектор Лариса Меркулова



Наше первое впечатление от пространства, в которое мы попали, было негативным, а точнее - удручающим. Административное здание 70-х годов с невысокими потолками и типичными пропорциями окон. Единственной причиной, по которой мы взялись за этот проект, были достаточно хорошие, давние отношения с заказчицей. Именно человеческий фактор (а не вдохновение от пространства как такового) и послужил точкой отсчета".

SALON: Вы сразу придумали, как будет выглядеть интерьер?

- Вы знаете, да. Как-то сразу возникла картинка: жемчужно-серый фон и мебель насыщенного цвета черешни. Фоном стали и деревянные панели, изготовленные для каждой комнаты по индивидуальным чертежам в мастерской в Киеве. Мебель, которая была нам нужна, оказалась у GIORGETTI и BAXTER. Эти компании потрясающе работают с кожей. Главное - нам удалось подобрать необходимый цвет.



S: В этом офисе потолки не воспринимаются низкими, скорее наоборот…

- Об этом мы довольно долго думали. Очень важно было найти решение для размещения и разводки освещения и кондиционеров. Любое понижение потолка в этом пространстве воспринималось бы катастрофически! И мы выбрали прием, который назвали драматическим, - ввели массивные (по 400 миллиметров высотой) балки-фризы-карнизы. На этом контрасте основной потолок стал казаться намного выше, а пространство стало полноценным. В каждой комнате фризы-карнизы служат для размещения кондиционеров и трех типов светильников для разных сценариев освещения. Поэтому офис и воспринимается таким "чистым".

S: В этом пространстве достаточно много декора, который идеально вписывается в общий стиль офиса.

- Для каждого помещения мы разработали свой декор. Например, вы не найдете двух одинаковых фризов, литье тоже сделано по нашим эскизам. В кабинете у нас тема пантеры (как мы это сами называем). Бронзовая "Пантера играющая" - подставка под стеклянный стол. "Пантера идущая" из посеребренной бронзы - консоль. В комнате переговоров сюжеты из истории Рима, в приемной - мифические персонажи. В кабинете, напротив стола, пятиметровая панорама Киева, сделанная фотографом Игорем Гайдаем. В комнате переговоров на стенах фотографии - портреты хозяйки. Эта фотосессия была снята в Париже.



S: Стиль этого офиса напоминает art deco.

- Совершенно верно. Но здесь art deco - это не сам стиль как таковой. Нам был важен скорее подход к этому стилю. Что это значит? Много индивидуально-авторской работы, использование натуральных материалов и множество различных элементов, которые, как ремарки на полях, говорят о содержании пространства и проявляют стиль.








Авторы проекта: Лариса Меркулова, Вадим Заплатников, Анна Судимак
Скульптор: Александр Ридный
Фотосессия в Париже 
Дмитрия Гайдая

-----------------------------------------------------------------------------------------


"Из города Киева..."


Журнал: N7 (63) 2002 / интерьер
Любая новая идея не может с уважением относиться к диктату заданности пространства. Задача архитектора, которому удалось освободиться от власти целостности, как раз в том и состоит, чтобы проявить к ней всяческую непочтительность


Игровая концепция стала основополагающей в новой работе киевских архитекторов Вадима Заплатникова и Ларисы Меркуловой. Шутка и забава в сочетании с неожиданной серьезностью и простотой стали ее основными условиями. Это проявляется и в причудливом сплетении стилевых направлений, и в организации пространства. Забавная - вот, пожалуй, самый верный эпитет для этой киевской квартиры. В толковании В. Даля "забавлять" значит не давать скучать, занимать игрушкой.
Композиционное слияние двух пространств в одно, а новая квартира и стала его результатом, давало неограниченные возможности для работы. Но проблемы все-таки возникали. Наибольшую сложность представлял переход из входной зоны в гостиную. По замыслу он должен был плавно перетекать из одного пространства в другое, но именно этого и не получалось. Все, что так было ясно в проекте и на стадии обсуждения, странным образом "сопротивлялось" непосредственно в работе. Тогда-то и появилась эта ассоциация - возникшие закругления похожи на крылья.
Силуэт огромной птицы (уж она-то точно долетела бы до середины Днепра!) и стал тем заветным связующим звеном. Жанровая стилистика холла поддержана вешалкой. Она сделана в виде сказочного дерева с использованием народной символики, и наверняка сам старый Пасюк из гоголевских "Вечеров...", увидев ее, одобрительно крякнул бы в хитрые усы.

Украинский фольклор гармонично соседствует с простотой французского Прованса. Лаконичность оформления гостиной подчеркнута однотонной цветовой гаммой (от белого до пастельного). Картина на стене с изображением резиденции Марии Антуанетты близ Парижа акцентирует преобладание изысканной сдержанности. Дух "европейскости" напоминает лишь небольшая декоративная провокация - драпировка мебели. Удачная находка Ларисы Меркуловой - и вся обстановка приобретает смысловое единство, насмешливо скрывая истину: что же таится под тканью?
Идея спальни возникла в соавторстве с заказчиками. Воздушная кисея раскинулась шатром над кроватью. Эта же прозрачная волна прикрывает большое зеркало на потолке. Особую эротичность вносит открытая ванна на небольшом постаменте. И здесь же будто цитата из сюрреализма, хулиганская выходка Сальвадора Дали - подставка для раковины сделана в виде босой ноги.



Идея спальни возникла в соавторстве с заказчиками. Воздушная кисея раскинулась шатром над кроватью. 
Эта же прозрачная волна прикрывает большое зеркало на потолке. Особую эротичность вносит открытая ванна на небольшом постаменте. И здесь же будто цитата из сюрреализма, хулиганская выходка Сальвадора Дали - подставка для раковины сделана в виде босой ноги.



Просторная детская рассчитана на стремительное взросление. Огромная карта Европы на стенах подразумевает путь познания мира; открытая дверь в цветущий сад, нарисованная художником на кирпичной стене на месте заложенного проема, дает повод к сказочным мечтам и будит воображение. Несколько ступенек вверх - и небольшая антресоль, расположенная над детской, будет служить подросшим детям спальней. Особое внимание в оформлении уделено светильникам.
Оригинальной формы, сделанные из дутого стекла, они несут определенную смысловую нагрузку. Так, в спальне они похожи на прозрачные раковины, каждая открывается словно для богини любви. В детской это маленькие стеклышки, собранные воедино в большой плафон, который отражает все радостное и чудесное многоцветье мира.



Использование натуральных материалов и соблюдение экологии пространства было центральной задачей архитекторов. Основа работы - кирпич и дерево.
Сама квартира в старом дореволюционном доме, расположенная в центре Киева, диктовала условия: мистика места - перекрестье исторических событий и литературных мистификаций - дала развитие сегодняшнему "сценарию". Лишний раз подтверждая реальное существование культурных миров... и мнимость всего бытийного.

Лариса Меркулова:

"Наши заказчики - наши соседи. В процессе работы многое дала сама энергетика пространства, а также наше "ощущение" заказчиков и собственное ощущение жизни в этот период времени. Хотелось, чтобы в квартире появился дух этакой "латинскости" - легкости, раскованности, теплоты и в то же время декоративности, визуальной насыщенности, что и помогает ощутить вкус жизни".








Архитекторы: Лариса Меркулова, Вадим Заплатников, Татьяна Федорова (архитектурное бюро "ГАРАЗД") при участии Андрея Хмелева, Анатолия Пархоменко
Скульптурные работы: Роман Кухар при участии Александра Карунского, Бориса Шматка
Витражи: Александр Матвиенко
Роспись: Александр Матвиенко,
Богдан Голоярд, Виктор Лавный
Художественное стекло, светильники: Виктор Лавный,
Руслан Левицкий, Алла Карпенко,
Роман Вилюра

Общая площадь 180 м2

-----------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий